Сказание о святых Древней Руси - князе Петре Муромском и жене его княгине Февронье
История жизни муромского князя Петра и его супруги Февроньи долго существовала в устных преданиях Муромской земли. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края.
В XVI веке эта история была записана, благодаря чему мы сегодня можем восстановить некоторые подробности их жизни.
Князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году после смерти своего старшего брата Павла.
За несколько лет до этого Петр заболел проказой. Все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из княжеского окружения не мог излечить его от этой болезни. По приказу князя были разосланы гонцы во все земли, с целью найти лекаря, который взялся бы вылечить страждущего князя.
В деревне Ласкаво Рязанской земли княжеский посланник нашел пчеловода, дочь которого, Февронья, славилась способностью врачевать. Придя в дом к пчеловоду и познакомившись с его дочерью, он был поражен ее красотой,благочестием и рассудительностью. Княжеский слуга рассказал Февроньи о цели своего путешествия и попросил помощи у мудрой девицы.
На это она ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров». Возвратившись к князю, гонец подробно рассказал ему о своей встрече. Князь Петр, который из-за болезни сам ходить уже не мог, повелел везти себя к дочери пчеловода.
Приехав к Февроньи, Петр был удивлен, видя благочестие, мудрость и доброту девушки. Он полюбил ее и дал обет жениться, если она исцелит его. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж, став княгиней. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, — говорит летописец, — и начали жить благочестиво, ни в чем не нарушая заповеди Божьи».
Однако бояре и их жены не любили новую княгиню, потому что стала она княгиней не по происхождению своему. Однажды они обратились к Петру с просьбой: «Князь, мы готовы служить тебе верой и правдой, но не хотим, чтобы княгиня Февронья повелевала женами нашими. Возьми себе в жены настоящую княгиню, а эту крестьянку отпусти с миром, наградив богатством».
Князь Петр, кротость и незлобие которого особо подчеркивает древний писатель, посоветовал боярам: «Скажите об этом Февроньи, послушаем, что она скажет?» Услышав просьбу бояр уйти из города, взяв, что ей будет угодно, княгиня ответила: «Ничего иного не прошу, только супруга моего». Они же сказали: «Если сам захочет, ни слова тебе не скажем». Петр же предпочел власти и богатству добровольное изгнание. Он не пожелал нарушить того обета верности, который дал перед Богом, венчаясь со своей супругой.
Муромские бояре обрадовались такому развитию событий. Ведь теперь предстояли выборы нового князя, а каждый из них надеялся, что изберут именно его.
Князь Петр и Февронья отправились из города на ладьях по реке. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог не оставит нас в беде!»
И действительно, через некоторое время их догнали послы из Мурома. Они рассказали им, что бояре, желая властвовать, устроили в городе кровавую распрю. Со слезами умоляли они Петра и Февронью вернуться в свой удел, говоря: «От всех бояр и жителей города пришли мы к тебе с просьбой. Хоть и прогневали мы тебя тем, что не захотели принять супругу твою, но теперь раскаиваемся и просим простить нас. Вернись на свое княжение с супругой твоей, мы же будем верно служить тебе и ей». Петр и Феврония простили бояр и вернулись в свой город.
По возвращении князь Петр правил своей вотчиной справедливо и милостиво. Супруга же его была благочестива и целомудренна, заботилась о попавших в беду горожанах,строила дома призрения и окормляла монастыри. Однажды, княгине надо было переправиться через реку. Лодкой управлял молодой кормчий. Будучи женатым, он воспылал к Февронье блудной страстью. Феврония, заметив это, попросила его: «Зачерпни воды с одной стороны лодки и с другой и попробуй ее». Он повиновался ей. Тогда она спросила его: «Одинакова ли по вкусу вода, или одна слаще другой?» Он ответил: «Одинакова, госпожа». «Так и естество женское одинаково, — сказала ему Февронья, — потому напрасно ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь».
Идеальная жизнь этой семейной пары и мудрое управление заслужили любовь народа. Они явили образец христианского супружества не только в жизни, но и в смерти. Скончались они в один день и час — 25 июня 1228 года, тела их были положены в одном гробе.
В жизнеописании этих святых нет подвигов монашества и мученических страданий за веру Христову. Однако Церковь прославляет их как святых, являющих собой образец христианского супружества, которые пронесли свою любовь через многие испытания.
Князь Петр и его супруга Февронья Муромские — ярчайшие личности Древней Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.
http://www.mir-slovo.ru/text/11164.html
Всех приглашаю в этот день к застолью.
Помянем, известных земною любовью,
Давида-Петра, Ефросинью -Февронью.
Помянем, и братину пустим по кругу
Чтоб выпить за верность святую друг другу,
Чтоб Агриков меч стал острей и сильнее.
Как Муромский князь станешь бить не жалея
Бесчисленных отпрысков блудного змея,
Сам кровью змеиной на тело не брызни,
Она ядовита, уводит из жизни.
Найдётся ли дева душою простая,
Чтоб выходить, вынести с самого края,
Любовь, как лекарство тебе отдавая?
А если нашлась, с властью сможешь расстаться
За нею пойти, от богатств отказаться?
Да будет наградой за доблесть и муки,
Семейное счастье, детишки внуки,
На долгие годы поддержка подруги.
Как путь оборвётся ваш нитью златою
Оставь вместе, Боже, с небесной любовью.
Господь, сохрани неразлучную пару,
В согласии годы прожиты недаром.
Ведь дал же двоим в дальнем времени старом.
И в небе им вместе быть сладко, не тяжко,
Петру и Февроньи, соцветью ромашки.
2008, июль 2009.Вячеслав Михайлин(Дед Слава).